- Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов;
- Объем их пассивного словаря близок к норме.
- Одной из выявленных в исследовании особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
- Актуализация словаря вызывает большие затруднения у дошкольников с ОНР . Неточное употребление слов, одно и тоже слово может заменять целую группу характеристик предмета. Так например слово маленький может обозначать такие качественные характеристики как величина, высота, ширина. Дети не знают названия оттенков цветов, форму и размеров . В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется слишком узкое понимание значения слова и активного словаря.
Исследование процессов группировки прилагательных по семантическим признакам.
Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод.
Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:
– ассоциации у детей с ОНР в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
– наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра семантического поля и его структурная организация;
– у детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
Исследование особенностей состояния синонимии и атонимии у дошкольников с ОНР.
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слова, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.
Глава IV. Методика логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Это интересно
Система упражнений по расширению словарного запаса учащихся при обучении
монологической речи в 8 классе
В обучении английскому языку важное место занимает комплекс упражнений на активное восприятие, на выполнение приказаний разработанных английским методистом Г.Пальмером. Сущность этих упражнений заключается в том, что ученик, воспринимая речь, определенным образом реагирует на ее смысловое содержани ...
Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с
нарушением интеллекта
Комплексный анализ речевых нарушений позволяет не только выявить уровень сформированности семантического поля у детей с нарушением интеллекта, но и выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий и преодоления недостатков речевого запаса, позволяет обосновать соде ...
Классификация уровней и типов педагогического взаимодействия
Выделяют несколько уровней педагогического взаимодействия. - Взаимодействие человека с самим собой (от умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими). - Взаимодействие человека с другим человеком (надо научиться относиться к себе как к другому, ...