pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

Страница 3

Чем меньше женщину мы любим.

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя…

(Гл. IV, строфы VII–VIII)

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

(Гл. VIII, строфа XXIX)

Сюда же можно отнести многочисленные отступления о женских ножках, о вине, кухне, альбомах, которые точно и верно трактуют события и нравы того времени:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

(Гл. I, строфа XXIX)

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

(Гл. IV, строфы XXVIII–XXX)

Образ лирического с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой — остается целостным и гармонически законченным. Сюда входят авторские отступления о культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

Волшебный край! там, в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись.

(Гл. I, строфа XVIII)

Пушкин опять, не таясь и не прячась, беседует с читателем о книгах, о литературе, о деле поэта, о том, что волнует его больше всего:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

(Гл. III, строфы XI–XIII)

Вслед за мыслями о литературе автор излагает нам свое отношение к языку:

Я знаю: дам хотят заставить

Читать по-русски. Право, страх!

Могу ли их себе представить

С «Благонамеренным» в руках!

Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль, милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(Гл. III, строфы XXVII–XXVIII)

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Чаще природа показана сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

(Гл. V, строфа I)

Отступления на гражданскую тему (о героической Москве 1812 года). Пушкин умел отделять парадный, казенный патриотизм царских манифестов и светских раутов от того народного патриотизма, который живет в душе каждого честного человека. Именно свое отношение к Москве он показывает через торжественные и возвышенные строки:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков
Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В рез ...

Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru