Например, так образуются пептиды:
В реакцию поликонденсации могут вступать не только вещества с различными функциональными группами в молекуле, но и вещества с одинаковыми функциональными группами. Например, поликонденсация дикарбоновой кислоты с двухатомным спиртом:
\\ || || ||
C–(CH2)n –C–O–(CH2)m –O–C–(CH2)n–C– . + nH2O.
/
HO
Физические свойства полимеров сильно зависят от степени полимеризации. Кроме того, они зависят от и от того, как соединяются друг с другом молекулы мономера.
Высокомолекулярные соединения, в отличии от низкомолекулярных веществ, могут быть только в двух агрегатных состояниях: твердом и жидком. Полимер из твердого состояния переходит в жидкое в интервале температур. Это объясняется наличием в полимере макромолекул с различной молекулярной массой.
Большинство полимеров в воде не растворяются. Линейные и разветвленные полимеры в органических растворителях набухают, а пространственные – не растворяются и плавятся без разложения. При длительном действии на полимер кислорода воздуха, воды, света и температуры в структуре полимера происходят изменения: полимер «стареет» - большие макромолекулы разрываются. Для предотвращения этого процесса или при необходимости его замедления нужно добавлять различные вещества: антиокислители, фотостабилизаторы и т.д.
Классификация полимеров (по происхождению):
природные (каучук, хлопок, лен, белки и т.д.)
синтетические (полученные при помощи синтеза).
Полимеры по строению делятся на:
- органические;
- неорганические.
Органическими называют те полимеры, цепь которых состоит из атомов углерода С. Если же участвуют другие атомы, их называют неорганическими.
В зависимости от атомов, участвующих в цепи разделяют на:
- карбоцепные;
- гетероцепные.
Также идет классификация по температуре:
-термопластичные (многократно перерабатываемые: полиэтилен, полипропилен, полистирол);
-термореактивные (вторичная переработка невозможна: фенолформальдегидные полимеры).
В зависимости от конечной формы полимеры также делят на:
пластики (стекла, пластмасс)
волокна (полиамидные волокна, ткани)
жидкие смолы (эпоксидные смолы, жидкие гвозди)
эластомеры (резиновые изделия, подошва).
Химическое превращение полимеров – реакции, приводящие к изменению состава, строения или степени полимеризации макромолекул. В зависимости от степени полимеризации химические превращения полимеров условно делят на типы:
реакции в основных или боковых цепях макромолекул, не приводящие к изменению их длины, т.е. к степени полимеризации. К ним относятся полимераналогичные превращения и внутримолекулярные реакции;
реакции, приводящие к соединению макромолекул друг с другом или с низкомолекулярными веществами с образованием пространственной сетчатой структуры, сопровождающиеся увеличением степени полимеризации;
реакции деструкции, сопровождающиеся разрывом макромолекул, т.е. уменьшением степени полимеризации.
Условность этого деления состоит в том, что в реальных случаях каждый из указанных трех типов реакции в чистом виде встречается сравнительно редко. Чаще полимераналогичные превращения сопровождаются частичной деструкцией макромолекул и сшиванием макроцепей.
Сегодня нет ни одной отрасли народного хозяйства, где бы ни использовались пластмассы. Они настолько вошли в нашу жизнь, что мы не можем без них обойтись пластмассы с успехом заменяют многие материалы, в том числе и металлы. Однако производство пластмасс в ряде случаев вызывает экологические проблемы. Они не подвергаются распаду в природе и поэтому загрязняют почву, водоемы. В настоящее время стоит острый вопрос о переработке отходов из полимерных материалов – полиэтилена, пропилена, полихлорвинила.
В реакцию полимеризации могут вступать не только одинаковые мономеры, но и разные. Такая реакция называется сополимеризацией (совместная полимеризация), а образующийся продукт – сополимер. Эти реакции позволяют получить высокомолекулярные соединения с улучшенными физико-химическими свойствами.
Это интересно
Программа формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
посредством дидактической игры
Данная программа включает в себя 29 дидактических игр, заимствованных из различной методической литературы. Для проведения I этапа были использованы 16 дидактических игр, развивающих внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую память, воображение; способствующих развитию словарного запаса и с ...
Понятие «аффект»
Очень часто в профессиональном языке психологов и психиатров, как и в академической литературе по психологии используется термин «аффект», и в большинстве случаев такое слово является синонимом термина эмоция. Термин аффект, введён нидерландским философом 17-го века Спинозой и он считается родонача ...
Формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками по средствам дидактической
игры
Полученные данные констатирующего эксперимента показали о необходимости создания программы по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры. Изучение теоретических основ и результатов констатирующего эксперимента позволили разработать данную программу. Главной задачей программ ...