pedagogyreview
Разное по педагогике » Формы и средства обучения » Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность

Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность

Страница 2

Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В теории деятельности введено понятие "мотива-цели", то есть осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Виды и развития человеческой деятельности.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учётом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров 3: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, её актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть и те, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полностью удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

Умения, навыки и привычки.

Умения – способность осознано выполнить определённые действия. Умение всегда упирается на знание.

Навык – это способ выполнение действий ставший в результате управление автоматизированным.

Три этапа формирования навыков:

а) аналитический – на котором происходит вычленением и овладением отдельными элементами действия;

б) синтетический – объединение элементов в целостное действие;

в) автоматизация – упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Привычка – действие или элемент поведение выполнение, которого стало потребностью.

Процесс научения и учебная деятельность.

В.В. Давыдов считал, что в структуру учебной деятельности входят:

учебные ситуации (или задачи);

учебные действия;

действия контроля и оценки.

По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщёнными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребёнка в субъекта деятельности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе
Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Концепция сориентировала педагогов на изменение самого принципа по ...

Специфика общения дошкольников со сверстниками
В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре – пять лет ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и ...

Место искусства в воспитании
Возвращаясь к постановке и структуре образования и воспитания в Японии, следует отметить, что существенным дополнением к государственной системе здесь является система частных курсов (дзюку), которые обеспечивают не только углубленную подготовку по обязательным предметам, но и овладение теми или ин ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru