Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.
В теории деятельности введено понятие "мотива-цели", то есть осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.
Виды и развития человеческой деятельности.
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учётом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.
Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров 3: сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, её актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.
Количество это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть и те, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.
Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полностью удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.
Умения, навыки и привычки.
Умения – способность осознано выполнить определённые действия. Умение всегда упирается на знание.
Навык – это способ выполнение действий ставший в результате управление автоматизированным.
Три этапа формирования навыков:
а) аналитический – на котором происходит вычленением и овладением отдельными элементами действия;
б) синтетический – объединение элементов в целостное действие;
в) автоматизация – упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Привычка – действие или элемент поведение выполнение, которого стало потребностью.
Процесс научения и учебная деятельность.
В.В. Давыдов считал, что в структуру учебной деятельности входят:
учебные ситуации (или задачи);
учебные действия;
действия контроля и оценки.
По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщёнными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребёнка в субъекта деятельности.
Это интересно
Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста
с нарушением интеллекта
Выявление и изучение форм агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта проводилось нами в форме эксперимента. В эксперименте участвовали учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида «Петровск - Забайкальская школа-интернат для слепых и слабовидящ ...
Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...
Процесс героико-патриотического воспитания в России
Само управление процессом героико-патриотического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания. Так как в процессе воспитания возникает множество связей между внутренним состоянием и внешними условиями, ...