pedagogyreview
Разное по педагогике » Самовоспитание будущего учителя

Самовоспитание будущего учителя

Страница 5

“ Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем.

Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, - гипнотизацией, заразительностью примера. Ребёнок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое , говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что

верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертво- вания, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

И поэтому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни.

Так что то, с чего вы начали внутри себя, когда мечтали об идеале, т.е. о добре, достижении которого несомненно только в себе, - к тому самому вы приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего вы хотели для себя, хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо нужно для того, чтобы не развратить детей.

От воспитания обыкновенно требуют и слишком много, и слишком мало. Требовать того, чтобы воспитываемые выучились тому – то и тому – то, образовались – как мы разумеем образование, - это невозможно, так же невозможно и то, чтобы они сделались нравственными, как мы разумеем это слово. Но совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей ( и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своей жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра.

Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.

Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, как смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь не - нравственную , можно было бы дать нравственное воспитание детям.

Всё воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всевозможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда невольно ближе всего к нам ”.

Ответ очевиден и вытекает из той роли примера и подражания, которые играют в воспитании, т.к.

“Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только заразительностью собственного примера. И поэтому всё воспитание или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни”.

Самовоспитание, самосовершенствование есть воспитание детей.

Воспитание детей есть самовоспитание, самосовершенствование.

Древний символ Мудрости, змий, закусивший собственный хвост, присутствует и здесь. С мудростью Л.Н.Толстого перекликается мудрость Ш.А.Амонашвили, нашедшего красивый и ёмкий образ той же проблемы:

“Спросят: Кто же вы есть для своих учеников?

Отвечу: Я половина каждого из них.

Спросят: Вы их знаете?

Отвечу: Так же, как знаю Беспредельность.

Спросят: Как вы их воспитываете?

Отвечу: Как яблоко растит в себе семя.”

Однако Ш.А.Амонашвили, положив в основание разрабатываемой им новой системы образования, Гуманной педагогики, “Учение Живой Этики”, наполняет понятие “воспитание” священным и возвышенным смыслом:

В ребёнке заключён Образ Творца. Помочь ему в раскрытии этого Образа в себе и есть суть образования. Это не процесс освоения суммы регламентированных знаний или результат этого процесса, а процесс раскрытия в нём того, ради чего он вообще и существует как Вселенская сущность и ради чего он явился в мир земной. Учитель призван для того, чтобы помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Ибо образ, существующий в ребёнке, может проявиться не иначе, как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания. Образами красоты знаний и наук. Образование совершается сегодня, но дышит оно Будущим, в него вовлечено Будущее. Вот что есть воспитание – питание духовной оси прекрасными, Божественными образами”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

История изучения проблемы эмоциональной сферы
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Ещё в 19 веке психиатр И. А. Сикорский ...

Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...

Учитель английского языка как организатор межкультурного общения
Языковое образование – это залог овладения культурой страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка позволяет учащимся: 1) ознакомиться с иной социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников; 2) понимать, а не оценивать сходство и различие других к ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru