Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами.
К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И.Зверева), методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.Л.Андреев), методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова), анкета выпускника "Мое мнение о школе" (О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко), методика "Пословицы" (С.М.Петрова), тест "Размышляем о жизненном опыте" (Н.Е.Щуркова), опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский) и многие другие.
Для примера рассмотрим методику для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия, подготовленную профессором Л. В. Байбородовой)
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.
Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.
Целью методики является определение представления ученика о его взаимодействии с педагогом, выявление существующих проблем в межличностном взаимодействии педагога с детьми .
Ход проведения
Учащимся предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком "+", а несогласие – знаком "-".
1. Педагог умеет предсказать результаты моей работы. +
2. Мне трудно ладить с педагогом. –
3. Педагог- справедливый человек. +
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности. +
5. Педагогу явно не хватает чуткости. –
6. Мнение педагога для меня является важным. +
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами. +
8. Я вполне доволен педагогом. +
9. Педагог недостаточно требователен ко мне. –
10. Педагог всегда может дать разумный ответ. +
11. Я полностью доверяю педагогу. +
12. Оценка педагога очень важна для меня. +
13. Педагог в основном работает по шаблону. –
14. Работать с педагогом – одно удовольствие. +
15. Педагог уделяет мне мало внимания. –
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных способностей. –
17. Педагог плохо чувствует мое настроение. –
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение. +
19. У меня нет сомнений в правильности средств и методов, которые
применяет педагог +
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом. –
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки. –
22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны. +
23. Я хотел(а) бы стать похожим на педагога. +
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения +
Обработка результатов
В предложенном тексте представлены знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22; эмоциональный – 2, 5, 8, 11, 14-17, 20; поведенческо-волевой – 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 24.
Подсчитывается среднее арифметическое по каждому компоненту: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению "1", тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.
На основе методик педагогического взаимодействия разрабатываются программы педагогической диагностики, позволяющие определить уровень воспитания и образования в конкретном учебном заведении. Одной из таких программ является "Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса", предлагаемая Канищевой И.В., заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода.
Это интересно
Виды и формы детских праздников
Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не ...
Теоретические основы организации детских праздников
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, ...
Идея, сущность и эффективность праздника
Участники праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субордина ...