Подросткам важно применение своих знаний, важна возможность нахождения новых приемов учебной работы, что необходимо при проблемном обучении. Особое значение придается возрастным изменениям тех путей, которыми учащиеся находят новые приемы. Эти пути становятся с возрастом более сложными, разнообразными и активными.
По мнению Е.Н. Какбановой-Меллер возрастные изменения очень заметны в тех путях, которыми учащиеся не только применяют усвоенные знания, но и самостоятельно раскрывают новые понятия, закономерности. Это выявляется в известном факте, что старшеклассники легче решают проблемные задачи, чем младшие школьники. С точки зрения возрастной динамики развития структуры математических способностей Ж. Пиаже считал, что ребенок только к 12 годам становится способным к абстрактному мышлению. Абстрактное мышление играет важную роль в исследовательской деятельности, но в младшем школьном возрасте оно практически не развито. Ф. Отиа утверждал, что лишь с 11-12 лет ребенок начинает проявлять в математике способность к абстрагированию и начинает рассуждать в отвлеченной форме. Под влиянием школьного обучения возникает тенденция к формализации математического материала в процессе его восприятия, способности высматривать в конкретном математическом выражении или задаче их формальную структуру. Эта способность к формализации встречается у способных учащихся младшего школьного возраста. Тенденция к "свернутости" восприятия усиливается от начальной школы к средней. Способность к обобщению материала, начинает складываться раньше всех других. "С возрастом обобщение становится все более широким, распространяется на больший круг однородных математических явлений. В младшем школьном возрасте наблюдается относительно более простой вид обобщения – движение от частного к известному общему. Этот вид обобщения достигает большого развития в среднем школьном возрасте". Как правило, обобщение от частного к неизвестному общему встречается только в начале среднего школьного возраста. Именно такое обобщение от частного неизвестному общему и является одним из ключевых моментов исследовательской деятельности. В младшем и отчасти среднем школьном возрастах обобщение вызывается каким-либо внешним стимулом (указание учителя, логика задачи). В среднем школьном возрасте уже явно обнаруживается потребность в обобщении. Особенного развития она достигает в старшем школьном возрасте.
В среднем школьном возрасте начинают проявляться математические способности, более всего необходимые для исследовательской деятельности. Ученикам хочется проявить долю самостоятельности, делать какие-то выводы, самостоятельно узнавать и открывать что-то новое для себя. Задача учителя заметить желание ученика и помочь ему реализовать его.
§ Проблемное обучение должно стать одним из основных подходов в обучении математике.
§ Проблемное обучение предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся, которая способствует интеллектуальному и творческому их развитию, овладению ими знаниями, умениями и способами познания.
§ Осуществление обучения проблемным методом на уроке не всегда возможно, поэтому целесообразно использовать этот метод во внеклассной работе.
§ Наиболее подходящей формой внеклассной работы, организованной с помощью проблемного обучения для учащихся 5 класса, является кружок.
§ Проявление учащимися самостоятельности, так присущей подростковому периоду развития, может помочь при организации исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках проблемного обучения.
§ В связи с маленьким опытом самостоятельного обобщения материала, необходимого при проблемном обучении, лучше применять метод проблемного обучения на внеклассных занятиях.
§ В этом возрасте надо всячески развивать и укреплять интерес учащихся к математике и кружок, построенный с использованием метода проблемного обучения, может в этом помочь.
Это интересно
Теоретические основы формирования творческих навыков будущего учителя
английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении
Уже в самом начале необходимо отметить большое количество и многоплановость определений понятия "творчество". И это понятно, так как творчество – явление многогранное. Его загадочность в его непредсказуемости, в возможности творческой личности открывать самого себя. Попытки найти механизм ...
Инновации профессионального образования в России
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный. Раньш ...
Применение методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности. При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически ...