Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мере отражающие отношение автора к педагогическому процессу и соответствующую иерархию образовательных ценностей. Кроме того, у проблемного обучения имеется своя история развития, наложившая свой отпечаток на это понятие. И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России, понимал под проблемным обучением решение учащимся (под руководством учителя) новых для него познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы.
В теории
М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Можно охарактеризовать проблемное обучение как систему научно обоснованных методов и средств, применяемую в процессе развивающего обучения. Эта система предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.
Как отмечает М.И. Махмутов, основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация
. Проблемную ситуацию можно представить как "интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем". Таким образом, все проблемное обучение строится на принципе проблемности, противоречия как закономерности познания, как основного механизма, активизирующего обучение уже на уровне учащихся.
Поскольку мыслительная активность является характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности, и в тоже время, высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения, поэтому эти идеи были положены в основу проблемного обучения. Проблемное обучение характеризуется постановкой проблемной задачи (созданием проблемной ситуации), которая приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект, что приводит, по мнению М.И. Махмутова, к эскалации способностей учащегося и его мотивации к обучению.
В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций, однако несколько изменяется расстановка акцентов, иерархия образовательных целей:
· Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
· Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
· Формирование всесторонне развитой личности.
Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции, являющиеся, по большому счету, конкретизацией общих применительно именно к проблемному образованию:
· воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
Это интересно
Основные проблемы и недостатки применения
мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...
Контроль навыков говорения
педагогический контроль тестирование английский Объект данного контроля – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для успешного формирования навыка устной диалогической и монологической речи. В ходе проведения контроля навыков говорения проверяются: 1) способность понимать со ...
Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...