Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798 г.),Г. Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5— 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Г.Песталоцци сообщает, что "многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами… В лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества, а другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки".
Г.Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Г. Песталоцци этим детям. "Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье— моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, — они сами так хотели". Г.Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Г.Песталоцци являлся для школьников образцом. Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним.
Однако деятельность Г.Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для него.
Вскоре Г.Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: "Как Гертруда учит своих детей", "Книга для матерей", "Азбука наблюдения", "Наглядное учение о числе".
После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института.
Г.Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей. Г.Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность— все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.
В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Г. Песталоцци написал свое последнее произведение — "Лебединую песнь". В 1827 году, 82 лет от роду, Г. Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: "Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот во Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя".
Это интересно
Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по ...
Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...
Анализ результатов обследования словарного запаса младших школьников с
нарушением интеллекта
Использование разных методических приемов для обследования речевого развития детей с нарушением интеллекта позволили установить картину сформированности семантического поля, выявить базовый уровень пассивного и активного словаря и конкретизировать объем лексического запаса на темы «Овощи, фрукты». ...