• использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей урока;
• проектирование характера взаимодействий учеников с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);
• использование содержания субъектного опыта всех учеников в диалоге "ученик — учитель", "ученик — класс";
• предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает:
• обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
• анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
• внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.
Говоря о требованиях к личностно-ориентированному уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основном за счет "психологизации" урока, т.е. более активного использования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Ведь целью личностно-ориентированного урока является не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.
Личностно-ориентированный урок рассчитан на работу с индивидуальностью каждого ученика. В связи с этим он ставит учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию — быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе урока.
Создание личностно-ориентированной технологии обучения требует, конечно, особой методической базы, специальной подготовки учителя, критериев оценки эффективности урока, принятия обоснованных управленческих решений.
Идя на урок, специалист должен руководствоваться четкими критериями его анализа, оценки с позиции личностно-ориентированного образования. Эти позиции, отличаются от общепринятых, рассчитанных в основном на проверку усвоенных знаний.
В настоящее время существуют схемы наблюдения и анализа личностно-ориентированного урока. Они помогают оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого урока с позиции его основных составляющих:
• использование субъектного опыта учеников;
• применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;
• характер педагогического общения на уроке;
• активизация способов учебной работы;
• проявление гибкости учителя в организации и проведении
урока.
Такие схемы разработаны с учетом типа урока (сообщающий, повторяющий, контрольный), его предметности (математика, физика, история и др.), функционального назначения (урок в начальной, средней школе, классах разного типа).
Это интересно
Практический опыт самоанализа педагогической деятельности преподавателя
технологии
Самоанализ урока технологии проведенного 21.11.2005. в 6 классе Тема: «Технология точения на токарном станке ТСД-120» Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины. Цель урока: «Создать условия для ознакомления учащихся с технологией т ...
Характеристика понятия «фонематическая дислексия»
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, с ...
Логика работы программы мастер- теста и представление статистики
результатов
Компьютерные мастер- тесты являются одни из средств обучения в рамках виртуально-тренинговой системы образования. Основные требования к программе заключается в ее соответствии индивидуально-вариативной форме обучения студентов. Этому требованию отвечает макроструктура компьютерной тестирующей прогр ...