Особой формой итогового учета являются зачеты, которые стали вводиться в школе в старших классах с 1959г.
Зачеты выставляются на основе учета всех видов проверки, применявшихся учителем во время работы учащегося над определенным разделом или темой курса. Если ученик неоднократно отвечал устно, делал доклад или сообщение, активно выступал на семинарах, удовлетворительно выполнял письменные работы, учитель выставляет ему зачет по данной теме. Это означает, что материал данной темы признан усвоенным. Если же у учителя есть сомнение в этом, он проверяет знания ученика по всей теме или тем частям, которые ранее не были усвоены.
При проведении зачетов учитывается работа учащихся во время уроков, результаты письменной работы по теме, а также оценки, полученные при устной проверке знаний.
Зачетная система не исключает текущей проверки знаний. Школьник должен готовиться к каждому уроку, а не оставлять проработку всей темы к концу ее изучения.
Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний. Зачеты проводятся обычно на уроке во время самостоятельной работы. Главной трудностью такой проверки знаний является, несомненно, ограниченность времени, отводимого на изучение и контроль каждой темы.
Экзамены являются специальной формой итоговой проверки и оценки знаний учащихся, которая одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом. Экзамены проводятся под наблюдением и руководством органов народного образования.
В процессе проведения самих экзаменов проявляется только контролирующая функция этого вида проверки и оценки знаний.
Однако вызываемая перспективой экзаменов работа по повторению учебного материала придает экзаменам образовательное и воспитательное значение.
Экзамены помогают подытожить и систематизировать знания учащихся и в большей степени обеспечивают реализацию дидактического принципа прочности обучения. Они дисциплинируют учащихся, стимулируя их учение в течение года. Поэтому экзамены служат эффективным средством, помогающим повышению учебной работы.
Экзамены, как и текущая индивидуальная проверка знаний, были введены в школу после постановления ЦК партии от 25 августа 1932г.
Для всех видов текущей и итоговой проверки знаний чрезвычайно большое значение имеет повседневное наблюдение учителя за каждым учащимся. Без опоры на него снижается эффективность всех методов обучения и специальных методов проверки знаний.
Систематическое наблюдение за учащимися в процессе работы над учебным материалом помогают учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний. Оно способствует индивидуальному подходу при применении различных методов проверки знаний к разным учащимся.
Полнота и ценность повседневного наблюдения во многом определяется отношения учителя к детям, его интересом к самому наблюдению за ними, всестороннему изучению и т.п., т.е. тем, насколько он любит свою профессию.
Некоторые учителя ведут специальные дневники, в которые записывают свои наблюдения за каждым из учащихся, отмечая их индивидуальные особенности, имеющиеся у них пробелы в знаниях, причины появления этих пробелов и т.п., или применяют какие-либо другие формы записи и составления индивидуальных памяток о каждом из учеников.
Это интересно
Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология». Содержание: Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды». Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской ...
Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отнош ...
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей
младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда ...