В теории и практике проверки и оценки знаний в современной школе капиталистического мира наибольшее внимание привлекают вопросы методики разработки тестов для контроля знаний, определение соотношения между удельным весом письменных и устных форм и методов контроля, разработка шкал для оценивания, а также разработка исследовательских программ в этой области.
В отличие от тенденциозно ориентированных тестов по определению умственной одаренности и профессиональной направленности личности, тесты по проверке успеваемости имеют определенную объективную значимость, так как составляются с ориентацией на конкретный учебный материал, усвоение которого надлежит проверить. Как правило, по форме эти тесты составляются таким образом, что требуют выбора варианта ответа из числа предложенных, написания очень краткого ответа, вписывания пропущенного слова, дописывания пропущенных букв и прочих кратких записей. С помощью подобных тестов удается одновременно собрать большой массовый материал, подвергнув его математической обработке, получить достаточно объективные данные в пределах тех задач, которые были поставлены перед тестовой проверкой. Тесты печатаются в виде отдельных сборников или, если они связаны с конкретным учебником, прилагаются к нему, входя в комплект учебно-дидактических материалов, издаваемых вместе с учебником.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля решается большей частью в пользу письменных. Считается, что хотя устный контроль способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развивает связную устную речь, приучает к доказательности изложения, он не обеспечивает должной объективности и беспристрастности. Письменная проверка, помимо обеспечения объективности, больше способствует развитию логического мышления, так как ученик более сосредоточен, ему легче рассуждать, обдумывать варианты решений и построения ответа, она приучает его к большей точности в ответах.
В школах академического типа письменные формы проверки знаний являются основными как при текущей проверке знаний, так и на экзаменах. При этом наибольший удельный вес занимают работы творческого характера (сочинения, трактаты, очерки и т.п.). Эти работы пишутся на экзаменах и по истории, географии, биологии, т.е. по тем предметам, по которым у нас принята устная форма проверки знаний.
В массовой школе основной формой контроля знаний являются тесты, не требующие развернутых ответов, доказательств и творчества, но обеспечивающие быструю разностороннюю проверку знаний по многим вопросам и позволяющие производить математическую обработку результатов.
Устная проверка знаний считается многими педагогами лишь вспомогательным средством контроля применения ученика в процессе текущей работы, и оценки за нее почти никогда не ставятся.
В области определения системы оценок наблюдается большое разнообразие, как в самих принципах, так и в конкретном выборе способов выставления оценок. Так, в разных странах приняты самые различные системы оценки знаний: 100-бальная система, суммирование очков, которыми различно оцениваются разные по трудности задания (например, за более легкое задание ставится 5 очков, а за трудное – 20), и другие.
Это интересно
Инвестиция в качество российского образования
Задачи: создание образцов высокого качества образования («точек роста»), поддержка классных руководителей и учителей начальных классов; стимулирование созидательной активности молодежи (проекты развития городов, сел, регионов, предпринимательские инициативы, достижения в спорте, учебе, науке, культ ...
Виды контроля
Виды контроля, рассматриваемые большинством авторов, – это предварительный, текущий, тематический, рубежный (поэтапный) и итоговый. Рассмотрим эти виды подробно. Предварительный контроль позволяет сделать обучение дифференцированным и дает возможность определиться с дальнейшими действиями по измене ...
Анализ деятельности педагогических советов за год
С целью разработки алгоритма подготовки и проведения педсоветов; составления рекомендаций для управленцев дошкольных учреждений по подготовке и проведению педсоветов, был проведен анализ деятельности педагогических советов в дошкольных учреждениях за год. Для достижения поставленной цели определены ...