Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными тренировками, искусством (в аспекте двуплановости осознанной веры в поведении играющего). В аспекте последнего замечания вполне правомерно рассматривать игру как особое средство в технологической подготовке школьников. Однако прежде чем приступить к раскрытию данного аспекта в настоящее работе, необходимо обратиться к пониманию сущности игры как специфической человеческой деятельности, а также к пониманию её значения для образовательного процесса в целом.
Ценность и приоритетность применения игрового метода на школьном этапе современной образовательной системы обусловлена тем, что игра как таковая активнее влияет на процессы становления личности учащегося, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, «происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности…». Уже на предшкольном этапе онтогенеза игра для ребенка становится важнейшим способом группового диалогичного познания окружающей действительности. В контексте личностных интересов, отвечает важной биологической потребности его организма в получении постоянной информации извне. Компенсирует событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды, создает зону ближайшего развития ребенка, готовит его к переходу на следующий возрастной этап. А также, к новым видам деятельности на основе их подражательного воспроизведения, или воображаемой, иллюзорной реализации нереализуемых желаний в познаваемой, мыслимой (а не видимой) ситуации оперирования значениями как вещами, одновременно оторванными и неразрывными от реального действия с реальным предметом (по Л.С. Выготскому). Определяя игру, Штерн пишет, что она, «помимо самоценности, имеет цели, выходящие за собственные пределы: самообразование развивающихся задатков субъекта, бессознательное предварительное упражнение его будущих серьезных функций».
Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для учащихся становится доступным определение конкретных целей своих поступков. Выбор из множества вариантов адекватных средств их достижения; предвидение конечного результата своих действий; принятие на себя ответственности за свое поведение; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. Говоря о социализирующей роли игры, Д.Б. Эльконин называет её деятельностью, в которой «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Также обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, в расширении диапазона общения и жизненного кругозора, в реадаптации и социализации. Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели, в результате чего формируются такие качества личности, как выдержка, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. Игра также оказывает влияние на физическое (удовлетворение потребности в движениях, которые становятся более точными и координированными) и психическое (укрепление и развитие психических процессов, повышение фрустрационной толерантности, создание адекватных форм психического реагирования) развитие детей. Кроме того, игра помогает ребенку овладеть ценностями культуры, раскрепостить свое воображение, развить сообразительность, сформировать способы логического мышления (анализ, сравнение, классификацию и т.д.), рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях, различные способности, необходимые для индивидуального творчества, а также создаёт образовательную сотворческую среду. Участие школьников в играх является одной из форм освоения ими одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы. Игра повышает умственную активность и самостоятельность учащихся, что позволяет ему решать более трудные задачи, чем на занятии, закреплять полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Благодаря активной форме участия в игре у детей достигается высокий уровень запоминания событий (90%), имевших в ней место. Также игровая деятельность преследует и эмоционально-гедонистическую цель, т.е. получение субъектом удовольствия от процесса перевоплощения в роль, от контактов с партнёрами по игре и от демонстрации им своих возможностей как игрока (Ю.В. Геронимус).
Это интересно
Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология». Содержание: Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды». Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской ...
Формы контроля знаний по русскому языку
Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе. Достаточно отчетливо
проявляется указанный недостаток
...
Особенности проведения детских праздников в
крупных городах
Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и у ...