Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко, - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».
Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетирование среди бывших школьников студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различных предметов.
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.
Это интересно
Мультимедиа-технологии – новый уровень качества профессионального
образования
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Попробуем разобраться, чт ...
Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. ...
Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у
младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...