pedagogyreview
Разное по педагогике » Связная речь слабослышащих дошкольников » Характеристика проблемы речевого развития слабослышащих дошкольников

Характеристика проблемы речевого развития слабослышащих дошкольников

Страница 4

При изучении особенностей развития связной речи глухих учащихся младших классов А.М. Гольдберг выделила 4 основных типа ошибок в самостоятельных письменных работах младших глухих школьников: неправильный выбор слов; искажение звукового состава слов; нарушение грамматических отношений между словами в предложении; пропуск слова. И в сочинениях, и в рассказах были ошибки грамматического плана: нарушение грамматических отношений между словами в предложении. Затем следовали пропуски слов, неправильный выбор слова и искажение звукового состава. На основе проведенных экспериментов А.М. Гольдберг делает вывод, что далеко не исчерпаны все возможности глухих детей в овладении письменной речью.

Изучению, грамматического аспекта речи глухих детей посвящены работы крупнейшего ученого в области сурдопсихологии - Ж.И. Шиф [2]. Она пишет о том, что глухие дети часто допускают ошибки в грамматическом оформлении речи, которые называют аграмматизмами. Ж.И. Шиф отмечает, что в составленных глухими предложениях иногда наблюдалось, что суффиксы и флексии, свойственные одним частям речи они ошибочно сочетали с другими. Так же автор отмечает трудность правильного пользования категориями числа, одушевленности, рода, смешения систем склонения, неумением правильно пользоваться падежами. Глухих детей очень затрудняет усвоение грамматических отношений управления. Оно всегда требует изменения падежных окончаний.

В условиях специального обучения детей с нарушенным слухом эффективность усвоения речи обеспечивается предъявлением наиболее актуального речевого материала для нужд общения и осознания окружающей действительности.

Исходя из этих требований, строится процесс обучения глухого и слабослышащего ребенка. И здесь обнаруживаются исключительные затруднения в овладении связной речью. Прежде всего, оказывается, что слабослышащих ребенок правильно (с точки зрения слышащих) выражает свои мысли только в том случае, если учитель дал ему готовый словарь и готовые формы для выражения определенных мыслей. Но как только этот словарь и готовые формы варьируются в речи, дети перестают правильно пользоваться ими и понимать их. При попытке глухих и слабослышащих детей самостоятельно выразить свои мысли обнаруживается своеобразная нелогичность их речи.

В самом деле, как показывают исследования Р.М. Боскис, глухие и слабослышащие дети, как правило, получают в процессе специального обучения построенную словесную речь, и, несмотря на это, при самостоятельном пользовании речью выявляются своеобразные отклонения от привычного для слышащих логического выражения мысли. «Выясняется, что в речевом обиходе у детей, усваивающих речь вне обычного общения, без участия слуха, употребляются в расширенном, диффузном значении, опирающемся на наглядный опыт ребенка. Оказывается, что и приобретенные глухими учащимися слова не только не содержат того отвлеченного обобщения, какое свойственно слову, но не являются даже пседопонятиями».

Р.М. Боскис отмечает также, что в самостоятельных высказываниях слабослышащие учащиеся затрудняются в дифференцированном употреблении различных частей речи.

Анализируя ошибки, допускаемые учениками в оформлении грамматических связей в предложении, Р.М. Боскис также наблюдает трудности в овладении грамматическими связями слов в предложении так же, как и трудности в овладении обобщением, заключенным в значениях различных грамматических категорий. В первую очередь это касается выражения смысловых отношений грамматическими средствами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Современный урок
Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека ...

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Тестирование как специфическая форма контроля
В современном преподавании иностранного языка процесс обучения без тестирования немыслим, оно является все шире применяемым методом контроля в силу преимуществ, которые будут описаны ниже. Тестирование – «это специально разработанная и научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая м ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru