pedagogyreview
Разное по педагогике » Применение методов обучения в различных возрастных группах » Младший и средний школьный возраст

Младший и средний школьный возраст

Страница 6

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие, героические личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкие люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность.

В средних классах в основном из словесных методов используют беседу и рассказ; из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (9 - 11 классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Восприятие становится содержательным, последовательным, планомерным, что способствует формированию наблюдения как целенаправленного и организованного восприятия. Большую роль при восприятии играет первое впечатление, если оно оказалось неполным, то это может привести к искаженному, неправильному усвоению материала.

Мышление все еще носит конкретно-образный характер. При усвоении знаний большое значение имеет наглядный материал. В дальнейшем мышление становится более логичным и обоснованным, развивается способность самостоятельно анализировать, обобщать, сравнивать. Развивается словесно-логический вид понятия. Внимание совершенствуется и становится все более произвольным.

В 15-17 лет у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определённым задачам жизни и деятельности.

Наблюдение становиться более целенаправленным и систематизированным. Но наиболее существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. Учащиеся старших классов в состоянии самостоятельно разобраться в новом учебном материале, написать реферат, объяснить явление, аргументировать, доказать истинность или ложность положений, критически мыслить.

Учитель, если он хочет осуществлять развивающее обучение, предполагающее усвоение системы научных понятий, должен позаботиться об организации адекватной этой задаче принципиально новой для детей учебной активности. В связи с этим возникает проблема методов развивающего обучения.

Функция методов обучения, в конечном счете, состоит в том, чтоб организовать и поддерживать учебную активность учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения.

Обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Организация такой активности предполагает, что ученики, во-первых, четко выделят и зафиксируют предложенный для усвоения способ действия; во-вторых, в той или иной степени поймут его смысл и строение; в-третьих, сумеют более или менее точно воспроизвести его при выполнении соответствующих упражнений. На обеспечение этих важнейших условий успешности воспроизводящей учебной активности учащихся и направлены усилия учителя в процессе обучения. Ему предстоит так или иначе продемонстрировать образец предлагаемого для усвоения способа решения, по возможности доходчиво объяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении тренировочных задач.

Необходимым начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка перед учениками учебной задачи, требующей от них нового анализа ситуации действия, нового её понимания.

Если учителю удалось поставить перед учениками учебную задачу, то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, то есть на организацию собственно поисковой деятельности. Учитель должен включиться в поисковую деятельность учеников и организовать её «изнутри». Два условия: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем. Во-вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Понятие «чувство»
Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладаю ...

Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дида ...

Формы эстетического воспитания школьников
Изучение литературного произведения в классе учитель нацеливает на решения сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет задачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что он ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru