На уроке математики всегда можно заинтересовать и увлечь школьников. Но также необходимо обучить определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала, поэтому не всегда можно найти достаточно времени для развития интереса к предмету и творческого мышления.
Возможности развивать различные способности у учащихся, прививать интерес к математике предоставляют различные внеклассные и внешкольные формы занятий. Эти мероприятия, по мнению А.Я. Блоха, могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся.
"Математический кружок—одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий по математике. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там. Учителю математики не следует этому препятствовать". Исходя из этого, ученики, посещающие кружковые занятия более нацелены на интересную и творческую работу, так как они уже показывают свой интерес к предмету тем, что посещают необязательные кружковые занятия
В работе математического кружка обычно выделяются два направления. Первое в основном ориентировано на развитие мышления и формирование первоначального интереса к математике, второе – на углубление знаний по математике и параллельно с этим на дальнейшую работу по развитию мышления.
На занятиях кружка одной из главных целей является развитие творческого мышления. Разбор нестандартных интересных заданий, должен дать возможность для творческой деятельности, в этом здесь и может помочь проблемное обучение, которое направлено на развитие творческого мышления, организовать которое позволят проблемные задачи.
Существуют различные определения проблемной задачи. А.В. Петровский писал, что возникновение задачи — в отличие от проблемной ситуации — означает, что удалось хотя бы предварительно и приближенно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое).
В то же время А.М. Матюшкин указывает, что задача есть "способ знакового предъявления задания одним человеком другому (или самому себе), включающий указания на цель и условия ее достижения".
При возникновении проблемной ситуации, для того чтобы решить данную проблему необходимо провести анализ возникшей ситуации. В процессе этого анализа выявляются все составные компоненты проблемной ситуации, связи и отношения между ними, характер и особенности преграды, и результаты этого анализа выражаются на каком-то языке. Получающееся при этом описание проблемной ситуации – её знаковая модель – и есть задача.
Л.М.Фридман раскрывает понятие задачи так: "Генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу – как знаковую модель проблемной ситуации, выраженную с помощью знаков естественного и/или искусственного языков".
У А. Н. Леонтьева задача – "это цель, данная в определенных условиях".
В. Н. Пушкин приводит такое определение задачи: "задача – это результат определенного этапа мыслительной деятельности человека. Постановка, формулировка задачи зависит от того, как была проанализирована проблемная ситуация".
Рассмотрев различные взгляды на определение проблемной задачи, мы пользуемся определением Л.М. Фридмана, так как именно в нем, по нашему мнению, более полно раскрывается понятие проблемной задачи. Действительно, учитель, создавая проблемную ситуацию, моделирует ее самостоятельно, отталкиваясь от того, каких целей он хочет добиться, на пути решения этой проблемы. Мы будем говорить о преподавании математики с помощью проблемного метода, а значит и язык, с помощью знаков которого будет выражена задача, будет особый, математический.
Это интересно
Результаты опытно – экспериментальной работы
С целью выявления отношения воспитанников и педагогов детского дома к тем формам организации досуга, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование . Мы установили, что 67 % воспитанников понравились осенние каникулы; 27 % считают, что каникулы прошли как всегда, н ...
Салфетки для чайного стола
Салфетка является обязательным предметом сервировки. Для чайного стола принято использовать цветные изделия размером 35 на 35 см. Используются два вида салфеток – полотняные и бумажные. В качестве материала чаще всего используются лен или хлопок. Очень практичны салфетки из тканей с добавлением син ...
Дистанционные образовательные
технологии как средство организации качественного школьного обучения
Дистанционное обучение – для учителей школы, еще совсем новая, неисследованная форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает у учителей, которые пробуют на практике применить технологии дистанционного обучения на своих уроках. Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно ...