pedagogyreview
Разное по педагогике » Исследование эффективности профориентационной работы в средних специальных учебных заведениях » Личностные детерминанты профессионального выбора

Личностные детерминанты профессионального выбора

Страница 1

В процессе профессионального выбора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».

Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами «Я могу».

Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимыми условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.

Профессионально важные качества (ПВК) – это такие качества личности, которые помогают человеку быстро обучаться выбранной профессии, быстро адаптироваться к рабочему месту и эффективно выполнять профессиональные функции.

Наличие или отсутствие этих качеств у личности позволяет ей определить ту область деятельности, в которой она станет специалистом с меньшими затратами сил. Достаточно часто ПВК подсознательно определены человеком, он стремиться к их реализации и занимается тем, что ему нравится.

В число ПВК могут входить определенные антропометрические и биомедицинские характеристики человека, например, психические свойства, специальные способности, умения, темперамента, характер, социальные установки человека и пр.

Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

К числу психических свойств относятся:

индивидуальные черты (психические черты или личностные черты): это свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты (темперамент – это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения, то есть генетически унаследованной. Темперамент, прежде всего, сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Характер – общая стилистика в привычках индивида, его навыках, усвоенных тактиках поведения. Формируется в результате взаимодействия темперамента с особым, индивидуально-приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры);

способности – психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Среди способностей различают общие, частные и специальные (умения). Частные способности («парциальные способности или факторы) – психические свойства, обусловливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (цветовым, фигуративным или пространственным зрением, музыкальным или фонематическим слухом, памятью на лица и т.п.). Специальная способность – способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых парциальных способностей (факторов), либо специального опыта обучения и закрепления навыков.

психические состояния – разновидность психических свойств, имеющих, как минимум, две отличительные особенности: неустойчивость во времени, (кратковременность) и глобальность – в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства. В психологии принято различать два вида психических состояний функциональные состояния и эмоциональные состояния.

Страницы: 1 2

Это интересно

Методы разрешения конфликтной ситуации
На первом этапе, приняв единоличное решение, директор техникума допустила ошибку, не составив разговора с непосредственными участниками конфликта, не выяснив все их потребности и опасения. Поэтому началась эскалация конфликта, участники стали набирать себе сторонников. На втором этапе были выделены ...

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области
Дополнительное вознаграждение за классное руководство Более 14 тысяч педагогов, осуществляющих функции классного руководителя, получают ежемесячное дополнительное вознаграждение Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется более 24 млн. р.; Сегодня учителя области, имея полный комплект (14 ...

Испытания на прочность при ударе
При стандартных испытаниях, например, испытаниях на растяжение и изгиб, материал поглощает энергию медленно. Реально материалы очень часто быстро поглощают энергию приложенного усилия, например, усилия от падающих предметов, ударов, столкновений, падений и т.д. Целью испытаний на прочность при удар ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru