Поскольку «проникновение во внутреннюю структуру музыки» — сложный процесс, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст человеку — ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия .
Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым). Вкус может быть ограниченным и — широким, и одновременно хорошим или плохим, т. е. человеку могут нравиться подлинно художественные произведения, но их количество может быть большим или малым. То же самое можно сказать и о плохом вкусе: нравится многое, но низкопробное или и немногое, и низкопробное.
Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений. Другие произведения могут вызвать активную неприязнь (если они претендуют на свою значительность) или восприниматься, не оставляя сколь-нибудь значимого следа в душе слушателя.
Все вышесказанное подтверждает важность положения о необходимости учить воспринимать музыку. Конечно, прежде всего, нужно «общаться» с ней, слушать.
На уроках музыки уже в начальной школе учащиеся, наряду с музыкой, специально написанной для детей, встречаются с произведениями, выходящими за пределы сугубо детского музыкального репертуара - с сочинениями серьезного классического искусств. Ввести школьников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества - программная установка новой системы музыкальных занятий в общеобразовательной школе. При этом способность школьников к эмоционально непосредственному и в то же время основанному на размышлении, осмысленному восприятию произведений музыкальной классики характеризует самые важные итоги музыкального развития школьников, ступени формирования их культуры .
Таким образом, педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, позволяет школьникам уже в начальной школе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики. Учитель музыки не должен забывать о дидактической природе этой возможности, не полагаться на «высокий потенциал взрослости» современных детей, а планомерно педагогически обеспечивать развитие музыкального восприятия школьников.
Подлинное эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой, прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и его будущем.
Сегодня необходимо воспитывать у школьников широкое эстетическое отношение к действительности, которое оказывает огромное влияние на формирование нравственно-эстетических идеалов, на отношение к труду, общественной собственности и людям. Жизнь требует от школы такой филигранной воспитательной работы с детьми, результаты которой всегда являлась бы красота. Речь идет не просто о понимании учащимися красоты в искусстве и жизни, что, конечно, очень важно, а о систематическом творчестве красоты самыми школьниками в самых различных видах собственной деятельности: в учебе, в труде, в творчестве, поведении.
Эстетика всей детской жизни, формирование эстетического отношения к действительности у школьников в процессе основных видом деятельности наряду с эстетическим воспитанием искусством есть насущная педагогическая необходимость.
Наиболее эффективное решение вопроса возможно тогда, когда в эту работу на ряду с преподавателями предметов эстетического цикла включаются все учителя и воспитатели, когда эстетическое воспитание будет осуществляется на каждом уроке естественного и гуманитарного цикла на каждом внеклассном и внешкольном мероприятии, в работе каждого кружка.
Литература и искусство не является только средствами эстетического развития личности. Не в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой как художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинных произведений и искусства на складывающуюся личность так велико и разносторонне. Детство и юношество - периоды становления человека, когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде, когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно - эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности.
Это интересно
Экспериментальное исследование. Методы исследования
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. У детей старшего дошкольного возраста потребность во взаимопонима ...
Развитие способностей в музыкальной деятельности посредством инсценирования
песен
В качестве составной части художественного мироотношения выделил и проанализировал миропредставление Л.А. Закс. Он понимает миропредставление как «предметно-ценностную мирообразную структуру художественного сознания, фиксирующую ценности как предикаты объектов, или ценностный состав действительност ...
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возмо ...