и эмоциональной децентрации.
Эмоциональная синтониякак эмоциональное заражение появляется в период новорожденности и проходит путь развития от целостной совокупности переживаний безотносительно субъекта переживаний до сложных форм сопереживания дифференцированным объектам общения.
В дошкольном детстве синтония теряет свое значение, так как ребенок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не «заражает» его. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его активного включения в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. То есть у ребенка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои.
Децентрация
рассматривается отечественными исследователями как механизм преодоления эгоцентризма личности. Он заключается в изменении позиции субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной. В основе эмоциональной (аффективной) децентрации лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме: Признаки эмоциональной децентрации появляются только к 3 годам в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания.
На протяжении развития ребенка появляются новые сложные формы социальных переживаний — сопереживание, сочувствие, содействие
другому лицу, необходимые для совместной деятельности и общения. Сопереживание
— переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие— переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Содействие
— комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.
Данный комплекс социальных переживаний многие исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний. Таким образом, мы можем рассматривать эмпатию
как «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека».
Старший дошкольный возраст характеризуется специфической формой протекания эмпатийного реагирования.Это связано с преобразованием эмоциональной сферы ребёнка от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме эмпатийного переживания.
Содержание эмпатийного реагирования в этом возрасте определяет характер мотивации личности.
На основе этологических исследований эмпатического дистресса
как непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого в раннем возрасте М.Хоффман выделил симпатический дистресс
как осознанную эмоциональную реакцию сочувствия. «Симпатический дистресс» обусловлен собственным эмоциональным опытом негативных переживаний и формируется между 6 и 9 годами (младший школьный возраст).
Это интересно
Методы и приемы формирования навыков кистевой
росписи обучающихся начальных классов
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятель ...
Периодизация возрастного развития ребенка. Краткая характеристика основных
показателей возраста
Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития ребёнка. Периодизация, разработанная Д. Б. Элькониным. Понятия основных показателей возрастного развития: ведущий тип деятельности, психические и личностные новообразования, кризис, система значимых отношений. Краткая характеристика ...
Музыка в системе художественного образования школьников
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их ...